Что такое русский народный стиль на самом деле (Кокошники и красные сарафаны тут ни при чем) - «Хорошее настроение»
Сайт хорошего настроения, масса прикольных картинок, смешных видеороликов, анекдотов и прочих приколов. Именно для того, чтобы вы быстро смогли увидеть смешные фото со всех уголков мира. Также у нас вы найдете видео приколы в огромном количестве. Здесь пользователями собраны самые смешные анекдоты, фото, картинки и видео приколы со всего Интернета. Наши журналисты стараются для вас. Хорошего вам настроения... |
Каждый из нас хоть раз видел выступления Надежды Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо», а танцевальный коллектив с патриотическим названием «Березка» сегодня есть в Доме культуры любого города. Но на самом деле залихватские пляски, яркие сарафаны и расшитые бисером кокошники далеки от настоящего народного стиля. И хотя разговоры о России как о стране, где по улице ходят медведи, вряд ли могут вызвать что-то кроме смеха, под нашим фольклором мы ошибочно подразумеваем совсем не то, что было на самом деле.
Мы в «Хорошее настроение» считаем, что изучать свои корни не только полезно, но и интересно. Сегодня предлагаем разобраться, какими были настоящие исконно русские традиции.
Мы привыкли воспринимать гжель и другие народные промыслы как свое, родное. Но это совсем не так
© wikipedia
© wikipedia
На самом деле это «перепев» знакового английского стиля 2-й половины XVIII века. Также очень похожую белую фарфоровую посуду с синими узорами можно встретить у голландских ремесленников.
А кто из нас не участвовал в широких масленичных гуляниях и не водил хороводы с ряжеными?
© vintage.antik.veshica.room / instagram
© EAST NEWS
Между тем все эти смешные яркие персонажи изначально появились в итальянской «комедии масок», а прототип нашего русского Петрушки — хвастун Скарамуш.
И уж, казалось бы, что может быть более русским, чем высокий нарядный кокошник
© flickr
© akg / North Wind Picture Archive/ EAST NEWS
Однако на самом деле этот головной убор появился в XIV веке во Франции и носил название арселе, или французский капюшон. Его можно было увидеть на голове Екатерины Медичи и королевы Марго.
«Предок» нашей русской матрешки — фигурка святого Дарумы, который основал Шаолиньский монастырь
© wikipedia
© pexels
Матрешка появилась в России не так уж давно — лишь в XIX веке. Первая яркая деревянная кукла была создана в мастерской «Детское воспитание» купца Ивана Федоровича Мамонтова. А японская игрушка, которая была ее предшественницей, была чем-то вроде неваляшки и не раскладывалась.
«Я играю на балалайке, это самый русский инструмент» — девушки из группы «Комбинация» были не правы
© wikipedia
© wikimedia
Прообраз балалайки можно найти еще на египетских фресках. Также на нее очень похожа средневековая лютня — неизменная спутница французских и английских менестрелей.
В XVIII веке Екатерина II придумала новое «народное» платье, опираясь на тенденции Парижа и Лондона
© pixabay
© wikimedia
С легкой руки императрицы под русским костюмом стали понимать платья из парчи с широкими рукавами, украшенные жемчугом.
Западные живописцы XVIII века тоже внесли свою лепту в зарождающийся стиль а-ля рюс
© wikipedia
© wikipedia
Например, девушки на картинах Алексея Венецианова выглядели по-западному холено и аристократично, совсем не как настоящие поселянки.
Художник Филипп Малявин на своей картине «Вихрь» запечатлел не совсем русский дух
© wikipedia
Такие яркие краски и размашистые мазки характерны для французского импрессионизма. Неудивительно, что работы живописца имели огромный успех в Париже.
В начале прошлого века появился искусственно созданный русскими художниками стиль ар-нуво
© East News
© East News
Он вобрал в себя все представления о нашем народном костюме, и его быстро подхватили иностранцы. Художники творческого объединения «Мир искусства» не стремились запечатлеть в своих работах историческую действительность, они транслировали чисто европейскую эстетику, и это было своего рода революцией в живописи.
В итоге яркие наряды на подиумах и концертных площадках — это не что иное, как утрированная адаптация наших традиций для широких масс и иностранцев
© wikipedia
© wikipedia
Безусловно, на Руси носили красные вышитые сарафаны, но их цвет был не таким ярким, а элементы вышивки имели не декоративный, а духовный («обережный») смысл.
Что же такое русский стиль на самом деле?
Находки археологов подтверждают, что до XVIII века наш национальный стиль в одежде практически не менялся. Более того, простые крестьяне и зажиточные бояре одевались практически одинаково, разве что последние могли позволить себе вещи из более дорогих тканей.
© EAST NEWS
© akg / North Wind Picture Archive / EAST NEWS
Общие черты костюма: свободный покрой, пояс, вышивка, неяркие цвета (например, серый). Вышивка носила особый смысл: по ней можно было «считывать» социальный статус и родовую принадлежность, а также ее элементы нередко представляли собой славянские духовные символы. Например, крест Сварога в виде восьмиконечной звезды символизировал движение Вселенной, агни, больше известный под названием коловрат, мог обозначать как жертвенный огонь, так и домашний очаг, а дерево жизни, похожее на пацифик, напоминало о начале нового жизненного пути.
В ходу были длинные холщовые рубахи, на которые сверху надевали поневу (шерстяную юбку), — сейчас бы это охарактеризовали термином «многослойность». На голове женщины носили кику с рогами или закругленную сороку, также часто встречались налобные повязки. Декорированные вещи и яркие головные уборы надевались только на праздники. Самые нарядные встречались в Рязани, а в Воронеже были в ходу темные цвета.
© wikipedia
© wikimedia
© wikimedia
А вы знаете о каких-нибудь вещах и явлениях, которые ошибочно причисляют к исконно русским?